"Высотки будут жить лучше" - статья из газеты "Копейский рабочий" от 23.02.2018 г.
Вряд ли найдется человек, который разбирался бы в жилищно-коммунальной сфере нашего города лучше, чем Владимир Фещак. Это неудивительно - в коммунальной отрасли Владимир Владимирович трудится уже несколько десятилетий, и более десяти лет руководимое им ООО «Жилищная управляющая компания» («ЖУК») управляет большинством многоквартирных домов Копейска. С 2017 года изменилось законодательство, внесены изменения в постановление правительства РФ № 290 (ред. от 27.02.2017) «О минимальном перечне работ и услуг, необходимых для надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения». О том, какие перемены и какие процессы идут в сфере управления многоквартирными домами, генеральный директор ООО «ЖУК» рассказал журналисту «КР».
Высотки будут жить лучше
~ Владимир Владимирович, в прошлом и в этом году были организованы собрания собственников многих домов. Тема собраний ~ переход многоквартирных домов под управление компаниями УК-5 и УК-10. Для чего нужен такой переход?
ООО «Жилищная управляющая компания» является самой крупной управляющей организацией в городе Копейске. В управлении компании находится 1509 домов с разной степенью благоустройства. Из них 1078 - одно- и двухэтажные дома. Большинство этих домов находится в ветхоаварийном состоянии, и ООО «ЖУК» вынуждено отвлекать значительные финансовые и людские ресурсы на их содержание. Поэтому для повышения конкурентоспособности и повышения качества обслуживания именно пяти- и десятиэтажных домов было принято решение создать Управляющую компанию-5 и Управляющую компанию-10. Эти две компании будут обслуживать только пяти- и десятиэтажные дома.
Средства, собранные с пяти- и десятиэтажных домов, не будут отвлекаться на решение проблем ветхого жилого фонда. Отмечу, жители домов, которые уже перешли в УК-5 и УК-10, уже почувствовали улучшения - у них стало больше дворников, стала чаще проводиться влажная уборка подъездов и так далее, то есть качество услуг повысилось. Остальной жилой фонд будет обслуживаться ООО «ЖУК», бюджет которого позволяет выполнять минимальный перечень работ и услуг, согласно постановлению правительства РФ №290.
Второй момент - ранее ООО «ЖУК» привлекало для работы по обслуживанию жилого фонда подрядные организации. Качество выполнения работы подрядными организациями оставляло желать лучшего, в то время как вся ответственность за управление домом и его содержание лежала на управляющей компании.
Мы убираем из структуры обслуживания домов все подрядные организации. Теперь вся ответственность по обслуживанию и управлению домами возложена на управляющие компании. Договоры с подрядными организациями расторгнуты, их персонал перешел в управляющие компании, которые сами, без лишней ступени, будут осуществлять и управление, и содержание, и текущий ремонт дома. Это даст существенную экономию средств за счет управленческого персонала. Так, уже создана централизованная бухгалтерия, и ту работу, которую в подрядных организациях выполняли 12 бухгалтеров, выполняют шесть человек. Работает единый договорной отдел, отдел кадров. Сократилось число экономистов, юристов, специалистов по кадрам, по технике безопасности и так далее. Сэкономленные средства будут направляться на решение главной задачи ООО «ЖУК», ООО «УК-5» и ООО «УК- 10»: улучшение качества обслуживания жилого фонда. У каждой из трех компаний свои сбалансированные бюджеты, которые позволяют содержать лучшую в городе централизованную аварийно-диспетчерскую службу, содержать и развивать материально техническую базу, парк из двадцати единиц коммунальной техники. Все компании имеют рентабельность, и их бюджеты позволяют полностью выполнять перечень услуг, который определен Постановлением правительства РФ № 290. Сегодня это могут делать только мощные, сбалансированные компании.
~ Несколько лет назад была популярна тема создания товариществ собственников жилья для управления домом без управляющей компании.
На сегодняшний день собственники квартир могут выбирать один из трех способов управления домом: НСУ (непосредственный способ управления - подходит для домов с количеством до 30 квартир), ТСН (товарищество собственников недвижимости) и с помощью управляющей компании. И у многих возникает вопрос: какой же из этих способов лучше?
Главным плюсом управляющих компаний является то, что они обладают более значительным бюджетом, чем ТСН, возможностью содержать в штате квалифицированных, аттестованных сотрудников (инженеры по техническому надзору, специалист по лифтовому хозяйству, аттестованные электрики, слесари, сварщики и т.д.). Наши компании являются крупными, и они могут позволить себе содержать лучшую в городе круглосуточную аварийно-диспетчерскую службу, иметь собственный гараж с необходимыми единицами специальной техники. Как показывает практика, в случае непредвиденных аварийных ситуаций найти слесаря или электрика, особенно в выходные дни, при ТСН не всегда возможно. А наша аварийная служба выезжает по звонку в любое время суток. В нашей компании работают профессионалы. Они хорошо знают законодательство в жилищной сфере, имеют большой опыт работы. В УК есть юристы, которые отслеживают изменения в Жилищном кодексе РФ и в других законах, касающихся жилищной сферы, ведут активную работу по взысканию долгов с неплательщиков жилищно-коммунальных услуг. Материально-техническая база нашей организации намного лучше, чем в любом товариществе собственников недвижимости, а себестоимость наших услуг значительно ниже.
Возможный очевидный минус ТСН - некомпетентные или нечестные люди в руководстве. Жильцам хорошо бы тщательнее выбирать председателя, правление и ревизионную комиссию, чтобы среди выбранных не оказались случайные люди, которые просто заинтересованы в дополнительном доходе и не собираются обременять себя серьезной работой. Сама за себя говорит статистика - за 2016-2017 годы в г. Копейске самоликвидировались 388 ТСН.
~ Ваши сотрудники на собраниях общаются с жителями. Какие вопросы они задают?
Домов очень много, поэтому собрания шли в 2017 году, идут сейчас и будут проводиться в дальнейшем. Работа эта полезная, нужная и для людей, и для нас. Мы объясняем людям, что делается, для чего, и находим понимание.
Люди в основном интересуются, что и когда мы будем делать на их доме. Но понятно, что средств на все не хватает. Мы одиннадцать лет на рынке, и только сейчас ситуация несколько стабилизировалась. Когда мы в 2007 году взяли дома в управление - это был просто клубок проблем! Там бежит, тут льется, тут развалилось, все крыши текут... А денег у домов нет. У меня телефон не умолкал тогда. С 2008 года наша управляющая компания привлекла 430 миллионов рублей на проведение капитальных ремонтов в рамках программы по капремонту по 185-му федеральному закону. Это больше, чем любая другая компания в Челябинской области. На эти деньги мы поменяли лифты, и сегодня в Копейске нет «просроченных» лифтов, тогда как в Челябинске их 1800. Также за счет этих средств мы значительно продвинулись по ремонту крыш. Но крыши не будут в порядке всегда, через некоторое время им снова потребуется капитальный ремонт. Поэтому один из важных вопросов в повестке собраний - открытие специального счета по капитальному ремонту на каждый дом. В Копейске довольно много домов уже перешли в УК-5 и УК-10, на 16 домах уже открыты специальные счета по капитальному ремонту.
~ Как ведется учет поступления и расходования средств, и передаются ли они на баланс новой управляющей компании при ее смене?
Нами ведется персонифицированный учет, все доходы и расходы по каждому дому мы учитываем. При переходе дома из управления ООО «ЖУК» под управление ООО «УК-5» или «УК-10» накопленные жителями средства переходят на счет новой управляющей компании. Передаются и «плюсы», и «минусы», то есть весь баланс
дома. Но те долги, которые остаются у жителей перед ООО «ЖУК», никуда не уходят, мы будем продолжать их взыскивать.
~ Реструктуризация не приведет к ухудшению обслуживания малоэтажных домов?
Хуже однозначно не будет. Мероприятия по подготовке к зиме, по обслуживанию внутридомовых сетей будут проводиться, как и раньше. Мы - предприятие социально значимое, мы понимаем, что от нашей работы зависит благополучие горожан. Подчеркну при этом, что старый малоэтажный жилой фонд в Копейске никто, кроме ООО «ЖУК», не обслуживает. Все остальные управляющие компании берут в управление в основном новые десятиэтажки с высоким сбором средств и относительно невысокими расходами на обслуживание дома. Вся нагрузка по обслуживанию старого фонда падает на ООО «ЖУК». Понятно, что и весь негатив, связанный с состоянием жилого фонда, тоже идет в нашу сторону. Но сегодня без нашей компании в городе просто не обойтись.
~ Каждый дом, в зависимости от состояния, требует разных затрат на содержание. Не логично ли было бы разработать свой тариф на содержание каждого дома с учетом его специфики?
У нас таких отдельных тарифов нет, и мы не планировали их разрабатывать. По закону, если люди не утвердили свой тариф на дом, мы используем тариф, утвержденный органами местного самоуправления г. Копейска. Конечно, мы его проверяем: сможем ли мы выполнять нашу работу при таком тарифе или нет. До сих пор справлялись. При этом около 90 процентов тарифа идет на выполнение минимального перечня услуг по содержанию и текущему ремонту дома и только десять процентов - на выполнение пожеланий жителей: высадку деревьев, установку ограждений и так далее. Кстати, мы можем и увеличить процент благоустройства за счет своего ресурса - для этого необходимо решение общего собрания жильцов. Но надо понимать, что в этом случае дом будет должен компании, и эти средства будут собраны управляющей компанией в дальнейшем.
~ Что произойдет, если жители того или иного дома откажутся или не сумеют набрать необходимый кворум для принятия решения о выборе способа управления домом?
В этом случае дом будет выставлен на конкурс. Подчеркну, что опыта управления «возрастными» домами в нашем городе ни у кого, кроме нас, нет. Не хочу никого пугать, но есть риск, что на конкурс заявится какая-нибудь иногородняя фирма, которая будет собирать деньги, при этом ничего не делая. В других городах были случаи, когда такие фирмы-однодневки год-два собирают деньги, затем их лишают лицензии, за то что они ничего не делают, но собранные жильцами деньги вернуть уже невозможно. Страдают при этом прежде всего сами жители. Мне не хотелось бы, чтобы такая ситуация повторилась в нашем городе.
~ Сегодня День защитника Отечества. Скажете что-то по этому поводу?
От всей души поздравляю копейчан с этим замечательным праздником! Желаю всем здоровья, личного счастья, мира в душе и над головой. Наша компания работает для того, чтобы коммунальные проблемы не омрачали ни сегодняшний праздничный, ни все другие дни. Вместе у нас получится сделать Копейск более уютным, чистым, современным - на радость копейчан.
Управляющая компания-10 Копейск-центр
Адрес: | 456601, Копейск, Кузнецова 18 |
Телефон: | 8 (35139) 7-50-69 (факс) 8 (35139) 2-84-83 (диспетчерская) |
подробнее |
Задать вопрос